По мнению греков, свободным мог считаться только тот, кому не нужно работать для того, чтобы выжить, тот, кто всё своё время посвящает σχολή, или досугу. Всякий труд и любая практика вообще есть то, что оскверняет человека; жизнь сама по себе не имеет ценности, её можно только создать, чего не способен сделать тот, кто посвящает всего себя выживанию. В наши дни «из этой отвратительной борьбы за существование могут вынырнуть лишь единичные личности», как отмечал Ницше, прекрасно понявший древних, в своём «Греческом государстве», но в древности дела с этим обстояли куда лучше. По его мнению, «в этом — источник той злобы, которую коммунисты и социалисты, и их бледные потомки, белая раса „либералов“, питали во всякое время … к классической древности».
Сами древние считали, что рабство — это норма вещей. По их мнению, не может быть, чтобы хоть кто-то не был рабом; в их обществе, по крайней мере, достаточно и свободных, и греки, как заметил Эсхил, «не знают того, чьими назвали бы себя рабами или подданными», тогда как у персов, по словам Еврипида, «все рабы, исключая одного»: каждый, даже самый высокий сановник, является холопом великого царя. Варвары привыкли жить в подчинении, для них оно неизбежно (именно это имел в виду Аристотель, когда говорил о «рабах по природе»), и им будет куда лучше, если их хозяином будет грек; в этом случае, по крайней мере, они смогут со временем стать свободными. Ничего не изменилось даже с распространением христианства, которое советовало рабам подчиняться господам «со страхом и трепетом» и описывало словом «рабство» отношения человека и Бога; Августин Аврелий сравнивал отношения человека и Бога с отношениями раба с господином на большой римской латифундии: тот сыт, одет и уверен в завтрашнем дне, а неверующий подобен беглецу, предательски оторвавшемуся от любящей груди.
Древние могли представить общество с гинекократией, например, в случае мифов об амазонках или в комедиях Аристофана, или же вообразить такое, которое полностью отказалось от частной собственности, как в «Государстве» Платона, но никогда — то, где нет рабства; по крайней мере, до тех пор, пока существует труд, необходимость тяжело работать, чтобы выжить. Вину за рабовладение греки возлагали именно на работу, и полагали, что только Золотой век, эпоха «изобилия без труда», была свободна от неравенства, в том числе и рабства. Возможно ли повторение этого в будущем? Что же, греки подумали и об этом. По их мнению, если бы наступило так, чтобы
По оврагам повсюду струилось вино,
и лепешки сражались с хлебами,
Чтоб их первыми съели, себя проглотить
умоляли и всем предлагали
Выбрать самых из них белоснежных. А в дом
рыбы шли своим ходом и сами
Себя жарили, после раскладывались
на столах по тарелкам и мискам.
…
И влетали зажаренные дрозды
прямо в рот, и с лепешками вместе.
то тогда, конечно же, в рабстве немедленно бы отпала нужда. Аристотель добавляет, что для этого нужно, чтобы «каждый инструмент научился сам делать свою работу … прялки прясть, а лира играть, не нуждаясь в руке, чтобы управлять ими», подобно тому, как действовали создания Дедала и Гефеста. Иными словами, древние полагали, что машины и механизмы избавят мир от рабства; они ещё не знали, что внедрение технических новинок будут специально тормозить, чтобы люди не лишались работы, рабы могли сохранить свои цепи. Уже Веспасиан, согласно описанию Светония, «механику, который обещался без больших затрат поднять на Капитолий огромные колонны ... выдал за выдумку хорошую награду, но от услуг отказался, промолвив: „Уж позволь мне подкормить мой народец“».
Аналог греческого или римского раба в современности — это не измученный колодочник, а обыкновенный работающий человек, тогда как античный свободный напоминает, пожалуй, отошедшего от дел бизнесмена. Однако понимали это не всегда, а некоторые не хотят понимать и поныне. В былые времена о классической древности известно было меньше, и пробелы заполнялись домыслами и допущениями; древнее рабство срисовывали с того, что наблюдали вокруг себя, и если исследователи XIX века воображали его напоминающим ту колодочную неволю, в которой пребывали современные им негры, то в СССР полагали её донельзя напоминающей ГУЛаг.
#small_notes@hellenistics